Курск, ул. Пионеров, 6

Поиск

 

 

 
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН
Личный прием граждан директором Курского государственного областного музея археологии проводится в первый понедельник каждого месяца с 09.00 до 10.00 ч.

Дата приема в апреле - 1 апреля.

Адрес: г. Курск, ул. Пионеров, д.6

 
pdd

 
 

Наконечник копья. Железо. V – VII вв. Колочинская археологическая культура.
     

Наконечник копья был обнаружен Ю.А. Липкингом при исследовании Лебяжинского грунтового могильника (Курский район), в захоронения колоченской археологической культуры (V ¬ – VII вв.), носителей которой учёные относят к славянам.
Захоронение было совершено по обряду трупосожжения, поэтому от погребённого осталась только горсть мелких обожжённых осколков костей, собранных родными с погребального кострища и помещённых в неглубокую ямку. Однако, положенный в захоронение наконечник копья может обозначать, что умерший был воином.
Такие копья были небольшими, имели в длину около одного метра и, вероятно, использовались не только для метания, но и для рукопашного боя.
Описывая славянских воинов, византийские писатели VI века сообщали, что «сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей… Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты… Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.
Не имея над собою главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника» … «Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами».
Облик славянских воинов времён Балканских набегов (VI – VII вв.) передают металлические фигурки, найденные в Велестино (Греция). Они изображают обнажённых бородатых длинноволосых воинов, вооружённых круглыми щитами, мечами и секирами, причём один из них сидит верхом на низкорослом коне. На груди пешего воина просматриваются следы то ли раскраски, то ли татуировки. Всадник имеет на голове шлем.

Материал подготовил заведующий экспозиционным отделом Курского музея археологии Шпилев А.Г.

Славянский воин. VI в. По материалам Курской области и Велестинского клада (Греция). Реконструкция А.Г. Шпилева. Художник И.Г. Василенко.
Наконечник копья. Железо. V – VII вв. Колочинская археологическая культура.