Курск, ул. Пионеров, 6

Поиск

 

 

 
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН
Личный прием граждан директором Курского государственного областного музея археологии проводится в первый понедельник каждого месяца с 09.00 до 10.00 ч.

Дата приема в мае - 6 мая.

Адрес: г. Курск, ул. Пионеров, д.6

 
pdd

 
 


В ходе раскопок Ратского городища (Курский район Курской области) О.Н. Енуковой в 1990 г. в ходе сбора подъемного материала с поселения был обнаружен целый медный энколпион с петлей. Шарнир в нижней части изделия был утрачен. Размеры изделия составляют 4,5 x 2,5 см (с петлей).
На лицевой стороне изображено рельефное изображение Распятия. На оборотной – едва заметное рельефное изображение креста. С внутренней стороны створок имеется углубление, поверхность шероховатая, наружный рельеф изображения не проступает. Надписи отсутствуют. По типологии Г.Н. Корзухиной описываемый крест относятся к миниатюрным энколпионам типа III 3.2 и имеет широкую датировку XI-XIV вв.
Кресты реликварии (энколпионы) являются важным и ярким пластом древностей, которые отражают начальный этап художественной и духовной жизни общества в период становления христианства на территории древней Руси. Широкое распространение они получают на рубеже XI в. Их владельцы прежде всего показывали свою принадлежность к христианской церкви, а сами энколпионы выполняли функцию оберега. Кроме того, кресты-энколпионы, благодаря хранимым в них святыням, наделялись для верующего особой благодатью. Представление об их чудотворной силе связано с культом святых мощей, который был развит в христианской церкви. Его корни глубоко уходят в период раннего христианства, начиная с середины II в.
Надписи о вложенных реликвариях на серийных меднолитых энколпионах обычно отсутствуют. Заменой им служили изображения на наружной стороне створок, как правило подписанные. На подавляющем большинстве крестов с лицевой стороны присутствует сюжет с распятием Иисуса Христа, на оборотной Богоматерь с евангелистами или святыми воинами и апостолами.
Г.Н. Корзухина проанализировав летописные источники, в которых предположительно упоминаются нагрудные кресты-энколпионы и артефакты, обнаруженные в комплексах, которые позволили бы определить владельца с точки зрения социального статуса пришел к выводу о том, что такие предметы личного благочестия могли принадлежать князьям, дружинникам, ремесленникам и состоятельным людям, род деятельности которых не удалось определить.