Курск, ул. Пионеров, 6

Поиск

 

 

 
ЛИЧНЫЙ ПРИЕМ ГРАЖДАН
Личный прием граждан директором Курского государственного областного музея археологии приостановлен с 30 сентября 2022 г.

Обращения в ОБУК «Курский государственный музей археологии» можно направлять:

— почтовыми отправлениями по адресу: 305001, г. Курск, ул. Пионеров, д.6.

— на адрес официальной электронной почты: kgoma@mail.ru.

 
pdd

 
 

Пряслице усеченно-биконическое. X - XII вв. Шифер (сланец пирофиллитовый).

Необходимая вещь для прядения и частая археологическая находка – грузик-пряслице с вертикальным отверстием, который надевали на веретено. Округлый тяжелый грузик помогал веретену вращаться и удерживал его в равновесии.

Это пряслице выточено из шифера — пирофиллитового сланца, который добывали на территории нынешней Украины, у города Овруч в X — XIII веках. Здесь расположено единственное в Европе месторождение такого камня. Пирофиллит плотный, тяжелый, не крошится и хорошо поддается резьбе, к тому же имеет яркую окраску, которая колеблется от красно-розовых до сиренево-фиолетовых тонов.

Большинство грузиков из него имели форму в виде двух усеченных конусов, соединенных основаниями, и бочонковидную форму, хотя встречаются и дисковидные пряслица. Производство пряслиц быстро росло, и с середины X в. они  распространились невероятно широко как в Киевской Руси, так и в других регионах, например, в Крыму, на Балтике и на Волге. Массовость и однотипность этих изделий, а также то, что пряслица из розового шифера часто находили в составе  кладов, позволили археологу В.Л.Янину выдвинуть гипотезу об использовании их в меновой торговле в качестве денег.

Долговечные и красивые шиферные пряслица очень ценились, владельцы выцарапывали на них свои метки, а некоторые – свои имена; их дарили и передавали по наследству. В XIII в. во время нашествия монголо-татар мастерские Овруча были разорены и производство пряслиц прекратилось раз и навсегда, поэтому для археологов эти предметы стали датирующей находкой.

 

 

Шпора. Бронза, литье. III в.

Шпоры  (от  нем.  Sporn  –  толчок)  –  острия,  крепящиеся  на  пяточной части  обуви.   Они применялись для управления лошадью и служили для  принуждения  коня  к  ускоренному  движению.  Первые шпоры были изобретены древними иллирийцами, жившими на Балканском полуострове, в V веке до н.э. и постепенно распространились по всей Европе.

Шпоры делали из бронзы или железа, иногда комбинируя эти материалы. Конструкция их несложна – это металлическая дуга, в середине которой расположен довольно острый шип, полый или цельнометаллический. Форма шипов могла быть разной. Сама же дуга, охватывая пятку,  крепилась к обуви или обувным ремням с помощью кнопок или крючков-зацеп.

Шпора, хранящаяся в нашей музейной коллекции, бронзовая, цельнолитая, с полым шипом конической формы около 2 см длиной, дуга ее оканчивается круглыми плоскими кнопками для крепежа. Она была найдена на берегу р. Псёл в Обоянском районе Курской области в ходе археологической разведки в 2018 г.

 

 

Кочедык с отверстием. Кость. Резьба, сверление. X - XII вв.

Найден в ходе раскопок городища Переверзево-2 в Золотухинском р-не Курской обл. в 1981 г.

Одним из самых распространенных орудий труда, которые находят археологи, является кочедык. Он имеет древнюю историю и известен еще с каменного века. Это инструмент для плетения из бересты и лыка лаптей и других необходимых в быту изделий -  пестерей (заплечных кошелей для сбора грибов), лукошек для ягод, дорожных солониц, чехлов для всевозможной утвари. Встречались как металлические, так и костяные кочедыки. Железные кочедыки можно было также использовать для сдирания коры с деревьев.

Перед вами костяной кочедык. Такой слегка изогнутый инструмент делали из расщеплённых костей животных, часто из трубчатых костей с суставной головкой на конце, чтобы удобнее было его держать. Второй конец заостряли, чтобы с его помощью продергивать ленты лыка сквозь уже сплетенные части изделия, увеличивая плотность плетения и продолжая его. Став «двуслойным», лапоть приобретал большую прочность.

Костяные кочедыки часто встречаются на поселениях и городищах древнерусского времени.

 

 

Пуговица. Кость, резьба. XI – XIII вв.

Пуговица – маленький, но необходимый предмет, издревле широко использовавшийся людьми. Археологам известны старинные пуговицы из разных материалов – бронзы, железа, керамики, кости. Находок костяных пуговиц не так много, как пуговиц из металла, хотя некоторые исследователи считают, что они употреблялись даже чаще металлических, просто в силу хрупкости материала гораздо хуже сохраняются.

Костяные пуговицы изготавливались путём распиливания и разрезания кости или рога, резьбы, сверления, вытачивания. Таким образом можно было сделать разные по форме изделия – дисковидные, похожие на современные, стержневидные и т.д. Как раз такую стержневидную пуговицу, найденную при исследовании поселения у с. Липино Октябрьского района,  мы представляем вашему вниманию. У пуговицы в середине стержня есть перехват, за который ее и пришивали.  К концам стержень сужается и завершается небольшими рельефными головками-кнопками. Подобные пуговицы не просто застегивали одежду, но и служили ее украшением.

 

 

Серп. Железо, ковка. XI – XIII вв.

Основным орудием уборки зерновых в древности был серп, являющийся частой  находкой при раскопках и поселений, и погребений. Скорее всего, жатва серпом была женской работой, поскольку серпы сопровождают именно женские захоронения. Все древнерусские серпы были похожи и лишь незначительно отличались друг от друга размерами, положением рукоятки, высотой дуги лезвия. У орудия, которое вы видите, вершина дуги лезвия сдвинута к рукояти, что делает его более удобным в работе,  а на лезвии имеется насечка, сильно затронутая коррозией. Обнаружили его в ходе разведок Сейминско-Суджинской экспедиции ИА РАН на территории Курской области.

Делали серпы из железа и стали, традиционно приваривая на железную основу вдоль режущей кромки лезвия узкую стальную полоску.  Исследователи отмечают, что серпы XI –XIII вв. по конструкции очень близки современным.

 

 

Крест нательный двусторонний. Сплав медный. Литье. XVI - XVII вв.

Среди предметов медного художественного литья нередко встречаются кресты и иконки с изображением великомученика Никиты, которого называли в народе «бесогоном». Образ его был очень популярен, считалось, что покровительство святого мученика Никиты защищает от всяческих бесовских козней и от житейских неурядиц.

Этот литой нательный крест с Никитой-бесогоном из нашей музейной коллекции. Он двусторонний, с овальными окончаниями. Первая сторона креста на верхнем конце имеет поясное изображение Ветхозаветной Троицы; в центре — распятие; на правой оконечности изображения Богоматери и жены-мироносицы, на левой — Иоанн Богослов и Лонгин Сотник.  На нижнем конце —изображение великомученика Никиты, побивающего беса. На второй стороне в средокрестии изображение Божьей Матери Знамение, на верхнем, правом и левом концах — одиночные изображения святых, на нижнем конце — парное изображение святых. Для тельника крест довольно крупный: 6,8 х 4,5 см.

Крест был найден при раскопках в 2008 г., рядом с остатками жилища ремесленника, обитавшего в Закурной слободе города Курска в конце XVII в.

 

 

Светец. XI - XIII вв. Железо. Найден на поселении 1 у д. Городище Курского района Курской области.

Первыми переносными светильниками человеку служили факел и лучина. На протяжении многих веков в крестьянских домах Европы и России её применяли для освещения. Лучиной называли длинную тонкую деревянную щепу, которую предварительно заготавливали и высушивали. Чаще всего в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не так дымила.

Держал лучину светец  – специальное приспособление, представлявшее собой небольшую кованую вилку, между железными планками  которой и крепилась горящая лучина, и вбивавшееся нижним заострённым концом в стену или в деревянную подставку. Позже количество «вилок» стало увеличиваться, что позволяло освещать чуть более обширные пространства. Светцы помещали в деревянные подставки только вертикально — с таким расчётом, чтобы горящая лучина всегда была в горизонтальном положении над сосудом с водой, куда падали отгорающие угли.

Железные светцы очень долго, вплоть до начала XX века, оставались в быту русского народа и были неотъемлемой частью традиционного жилища.

 

 

Тыльник рукояти ножа  с растительным орнаментом, выполненным полихромной перегородчатой эмалью. 

Тыльник (обоймица, пятка, головка) — это металлическое навершие рукояти ножа, которая, как правило, была костяной или деревянной. Тяжелый металлический тыльник может усиливать рукоять, чтобы и ей тоже можно было наносить удары, но чаще всего тыльник был декоративным элементом.

Обоймица, представленная вам, богато декорирована разноцветной перегородчатой эмалью (ее еще называют финифтью). Украшения из нее были широко распространены. Эмалями украшали предметы церковного обихода, ювелирные изделия, металлическую посуду, оружие, предметы быта. Сама эмаль – это прочное стеклообразное покрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом. Для создания узора из перегородчатой эмали по контуру рисунка на изделии выкладывали и припаивали тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на ребро. Получались ячейки, которые мастер заполнял эмалями разных цветов. Затем изделие обжигали.

В XVII в. изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска. Именно они сделали тыльник, который вы видите.

 

 

Монета дирхем времени правления династии Саманидов (правление эмира Исмаила бен Ахмада, халифа ал-Муктафи), чекана 294 года хиджры  (907 г.) Ратский археологический комплекс (Курский р-н Курской обл.)

В VIII – Х вв. на территории теперешней Курской области обитали представители племенного союза северян. Основным средством их денежного обращения с IX века стали арабские дирхемы. Они появились на наших землях скорее всего через Хазарский каганат, данниками которого были северяне. Полученные в ходе торговли монеты северяне использовали еще и как сырье для изготовления украшений, поскольку поток серебра из Средней Азии, проходивший в то время через наши земли и частично оседавший здесь,  был огромен. Археологи находят как отдельные монеты, так и денежные клады.

С течением времени стали использовать не только целые монеты, но и их части, и обрезанные по кругу дирхемы, подогнанные под определенный вес. Последние очень широко распространились в X веке.  И даже после вхождения северских земель в состав Руси здесь сохранилась ставшая традиционной денежная единица – круговая вырезка арабского дирхема.

 

 

Грузик. Глина. VI – IV вв. до н.э. Поселение у с. Гочево Беловского р-на Курской обл.

Среди древних орудий, связанных с прядением и ткачеством, в Днепровском Левобережье чаще всего встречаются грузики ткацкого станка, оттягивавшие нити, и пряслица – грузики, которые надевали  на веретёна. В раннем железном веке население изготавливало их преимущественно из глины.

Форма их разнообразна – округлая, цилиндрическая, биконическая, дисковидная и даже катушковидная. Каждое изделие имеет вертикальное сквозное отверстие конической или цилиндрической формы для насаживания на веретено или продевания нитей. Со временем эти орудия уменьшились в размере, стали легче. По мнению исследователей, ранние, тяжелые грузики-пряслица применялись для работы с более толстыми нитями, а уменьшение их размера отразило переход на более легкий для прядения материал – лен или качественную шерсть, в результате чего веретено стало легче крутить.

Уверенно отличить грузик горизонтального ткацкого станка от пряслица, надеваемого на веретено, сейчас невозможно. Ученые предполагают, что изделия, имеющие более вытянутую форму, было удобнее использовать в качестве грузиков и наоборот, более уплощенные орудия с сужающимся отверстием скорее всего являлись пряслицами.

 

 

Трубка курительная, фасон "тахта-чубук".

Курительные трубки получили распространение в России в XVIII в. стараниями императора Петра I, однако процесс этот был достаточно долгим. Большинство трубок к нам привозили из Европы. В Курской губернии, куда курение пришло тоже не сразу,  использовались трубки, заимствованные на рубеже XVIII –XIX вв. из Турции. Там производилось огромное количество курительных трубок самых разнообразных форм и орнаментации. Сначала турецкие курительные трубки стали привычными на Черноморском побережье, а позднее мода на восточные предметы быта пришла в Москву  и другие территории России.

Самыми известными в Османской империи в XVIII в. были стамбульские курительные трубки «тахта-чубук». Эти массивные, богато орнаментированные глиняные изделия пользовались невероятной популярностью в народе. Такие трубки изготавливались методом штамповки в двусторонней форме. Для этого во внутреннюю полость формы клали порцию глины, а затем вбивали в форму клинья по направлениям втулки и чашечки для того, чтобы образовалась внутренняя полость трубки. Затем половинки формы разъединяли и покрывали сформованное изделие орнаментом.

Именно такие трубки (в большинстве разбитые) были обнаружены археологами при раскопках в г. Курске в 2004 г. на Красной площади у дома 2/4 близ места, где в XIX в. располагался знаменитый трактир.

 

 

Сосуд глиняный лепной орнаментированный. II тыс. до н.э. (эпоха бронзы). Катакомбная культура.

В начале бронзового века восток и юго-восток территории теперешней Курской области населяли племена катакомбной культуры, названной так потому, что при захоронении своих умерших они выкапывали в одной из стенок могилы пещеру-катакомбу, в которую и помещалось тело покойного. Рядом с умершим ставили сосуды с пищей, клали орудия труда и оружие. Яму засыпали землей, а сверху возводили курган.

Именно такой сосуд сейчас перед вами. Это плоскодонный  горшок с зауженной шейкой и выпуклыми боками, богато украшенный прочерченным орнаментом. Катакомбники украшали свою посуду затейливым и разнообразным декором. На представленном сосуде семь вертикальных полос орнамента, нанесенного заостренным предметом. Рисунок каждой из полос оригинален, хотя отдельные детали (например, «елочка») используются в разных вариантах.

 

 

Игрушка-свистулька обнаружена при раскопках в г. Курске в 2008 г. 

Один из наиболее древних музыкальных инструментов – глиняная игрушка-свистулька. На Руси свистульки появились не позднее X века. Чаще всего это фигурки птиц и животных. Изначально глиняные игрушки имели культовый характер и служили оберегами для дома и благополучия семьи. И в дальнейшем свистульки использовались в традиционных обрядах и ритуалах, совершаемых по календарным сельскохозяйственным праздникам.

Главной задачей мастера при изготовлении свистульки было создание внутри нее полости для вдуваемого воздуха. Сзади, обычно в хвосте, делали щелевидное отверстие для дутья. Рядом с ним, внизу под хвостом или вверху на спине фигурки, необходимо было проделать отверстие-пищик, без него свистулька не будет свистеть, и по бокам два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию. Пролежав сотни лет в земле, найденные археологами игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием.

Долгое время они оставались побочным продуктом гончарного ремесла, но в XVIII – XIX вв. производство игрушки обособилось и кое-где стало самостоятельным промыслом. В Курском крае такой промысел сохранился, к примеру, в Суджанском районе  вплоть до нашего времени,  а глиняные свистульки стали не просто детской игрушкой, но в значительной степени национальным сувениром.

 

 

Бусина псевдозолотостеклянная найдена при раскопках Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.) в 1999 г.

Больше всего бус, сделанных с использованием золотой или серебряной фольги, находят в погребениях и культурных слоях XI в. Среди находок есть и импорты, и бусы местного производства. Во второй половине XI в. количество древнерусских бусин резко увеличилось. Именно тогда на Руси появилось множество стеклодельных мастерских.

Не все бусы этого периода одинаковы, хотя техника их изготовления одна и та же.  Византийские бусы имеют прокладку либо из золотой, либо из серебряной фольги, покрытой бесцветным стеклом. На изготовление же древнерусских бус с металлической прокладкой шла только серебряная фольга, покрытая для создания эффекта золочения желтым стеклом. Поэтому такие бусы  стали называть ложнозолочеными или псевдозолочеными (псевдозолотостеклянными). Однако, по мнению исследователя Столяровой Е.К., покрытие бусины желтым стеклом не было преднамеренным. Использование такого стекла объяснялось тем, что неокрашенное стекло в Древней Руси не имело обесцвечивателя и было слегка желтоватым.

 

 

Булавка кудельная. Железо. Ковка, лужение. XIII – XIV в.

Булавка (игла, спица) кудельная для ручной прялки – необходимая  принадлежность  для прядения. Булавками прикрепляли к лопасти прялки кудель льна. Булавки имели строгую стандартную форму — длинный заострённый стержень, круглого сечения, завершающийся петлеобразной головкой, в которую иногда продевали железное кольцо. Булавки  древнерусского времени небольшие, их длина  колеблется от 10 до 13 см. Делались они из железа и потом лудились для красоты и защиты от коррозии. Позднее стержень булавки приобрел квадратное сечение и  перекручивался несколько раз в верхней части.

Их часто путают с одежными булавками, проколками и даже с однозубыми вилками. Такие спицы для прялки использовались и в более позднее время вплоть до начала XX в., только стали гораздо длиннее.

 

 

Нож железный. Конец X - XII вв.  Найден в ходе раскопок поселения возле с.Липино (Октябрьский район Курской области) в 2001 г.

Среди всех русских древностей нож всегда и везде является самой массовой находкой из орудий труда, повседневно использовавшихся человеком. Нож был самым универсальным и необходимым инструментом.

Перед вами типичный нож древнерусского времени. Все  ножи тогда были небольшими, экземпляры до 18-20 см длиной встречаются изредка.  Спинку (обух) ножа делали довольно широкой и прямой, поэтому лезвие  всегда клиновидное в сечении, а следовательно, очень острое. Клинки ножей насаживались на массивную, длинную деревянную или костяную рукоятку, которая была длиннее клинка.

В древней Руси нож уже в X в. и позже всегда ковался со стальным, термически обработанным лезвием. Наиболее древней и широко распространенной  технологией изготовления  древнерусских ножей являлась  сварка лезвия из 3 слоев металла: в середине клинка проходила стальная полоса (сталь – особо прочное железо с высоким содержанием углерода), а по бокам — железные. Подобная техника обеспечивала долгое сохранение заточки лезвия, поскольку более мягкое железо по краям стачивалось быстрее, чем сталь. Таким ножом можно было пользоваться долго, почти до полного стачивания клинка.

 

 

Зернотерка. VII – V вв. до н.э.  Марицкое городище (Льговский р-н Курской обл.). Скифоидная (зольничная) археологическая культура.

Еще до возникновения земледелия человек научился перетирать семена злаковых растений в муку при помощи камней. Так появилась первая в истории человечества зернотерка.

Это несложное устройство состояло из двух камней: нижнего и верхнего. Для помола зерна использовались прочные, твердые, тяжелые камни. Нижний камень или плита зернотёрки может быть любой формы. На плоский большой камень клали зерно, а верхним его перетирали в муку. В процессе работы на нижнем камне появляется углубление, вогнутость, так что он начинает напоминать корытце. Ну а верхний камень называют терочником. В наших землях две с половиной тысячи лет назад применяли округлые терочники, на которых в процессе работы появлялись мягкие стертые грани. Такое простое приспособление прожило долгую жизнь – от каменного века до железного -  в неизменном виде. И сейчас еще подобными предметами пользуются некоторые народы Африки, Австралии, Центральной Америки.

 

 

Гребень двусторонний орнаментированный. Конец X - XII вв. Кость.

Археологические предметы позволяют пролить свет на историю быта людей. Интересны находки личных предметов ежедневного обихода. Один из них – костяной гребень – пред вами. На Руси использовались гребни деревянные и костяные или роговые.

Изготовление костяных гребней было достаточно трудоемким и длительным.  Материал проходил несколько стадий обработки: сначала рог распаривали в горячей воде, затем отделяли его внутреннюю часть и распрямляли. Только теперь его можно было разрезать для заготовки будущего изделия. Подготовленную пластину размечали, а затем делали пропилы, для двустороннего гребня -  с обеих сторон заготовки.

Встречались и наборные гребни, состоящие из нескольких прямоугольных пластин, скрепленных накладками, и односторонние расчески, иногда с резными костяными футлярами. Находят и маленькие гребни, длина которых едва достигает 4–5 см. Есть предположение, что такие гребни использовались либо для детей, либо для расчесывания бороды и усов.

 

 

 

Блок глиняный. Середина V в. до н.э. Юхновская археологическая культура. Городище Кузина Гора (Курчатовский район Курской области).

На городищах раннего железного века археологи находят, иногда в большом количестве, целые или разбитые увесистые предметы из обожжённой глины яйцевидной, конусовидной или шаровидной формы, размером примерно от 8 до 20 см. Их называют керамическими блоками.  Встречаются блоки, в округлой верхней поверхности которых еще до обжига пальцем вдавлены глубокие ямки.

О назначении этих блоков среди исследователей до сих пор нет единого мнения. Курский археолог и краевед Ю.А. Липкинг выдвинул гипотезу, что это предметы земледельческого культа, представляющие собой модели хлебцев, которые использовали для жертвоприношений и ритуалов. А количество ямок на блоке-хлебце соответствовало количеству членов семьи жертвователя.

Подтверждением культового назначения блоков послужила находка остатков древнего капища близ села Успенки Курчатовского района, где в центре глинобитной площадки в окружении следов кострищ находилась пирамидка, сложенная из 33 глиняных блоков, на вершине которой стоял миниатюрный сосудик.

 

 

 

Кольцо височное семилучевое каплеконечное. Биллон. Конец X – первая пол. XI вв.  Гочевский курганный могильник.

Височные кольца находят в женских погребениях по всей территории Киевской Руси, в том числе и на наших землях. Изготавливались они из серебра, биллона (сплав меди с низкопробным серебром) или бронзы и носились на ремешке или тканом очелье у висков по несколько штук с обеих сторон.

Кольца такого вида носили женщины, жившие на территории Курского края в конце X в. Это височное кольцо было найдено при исследовании женского погребения в составе Гочевского курганного могильника в Беловском районе Курской области. Богато орнаментированный щиток литого украшения завершают семь лучей-выступов, каждый из которых оканчивается округлой «каплей» металла. В верхней части щитка расположены семь маленьких выступов-зубчиков, а за дужку височное кольцо крепили  к очелью.

 

 

Ложкарь железный. Конец X - XII вв.

Ложкарь – ручной крючковидный резец. Этим инструментом пользовались ложкорезы и ковшечники, выбирая дерево для получения углублений и выемок в процессе изготовления ложек, ковшей и тому подобных предметов. Их находят на поселениях и городищах в слоях начиная с X века. Перед вами ложкарь древнерусского времени, обнаруженный при раскопках Липинского поселения в 2001 г. в Октябрьском р-не Курской области.

Конструкция резца довольно проста: на конце железного стержня имеется плоская круто загнутая языкообразная тонкая пластина с двусторонним лезвием. Такая конструкция резца технологически оказалась наиболее целесообразной и дожила до наших дней. Даже в настоящее время крючковидный резец является единственным инструментом в токарном производстве по дереву для обработки внутренних поверхностей.

 

 

Шашка игральная найдена при раскопках в центре Курска в 2004 г.

По мнению историков, шашки появились на свет в Древнем Египте. Египтяне считали, что игру придумал Тот — бог письма и науки. Из Древнего Египта шашки начали свой путь по миру. Сначала они попали в Грецию, затем в Древний Рим и далее.

При раскопках многих русских городов археологи находят шашки преимущественно усеченно-сферической формы в хронологических слоях начиная с X в., в сопровождении вещей скандинавского происхождения. О том, что игра в шашки была занесена к нам с севера, свидетельствует и топография находок их на Руси. Они найдены либо на трассе водного пути «из варяг в греки», либо в некрополях при крупных городах, где сосредоточивались русские и наемные княжеские дружины. Находок довольно много, только в Гнездово было обнаружено в общей сложности 47 шашек. В северных районах Руси бытовали и дорогие стеклянные шашки и простые походные костяные.

Встречаются шашки и в более поздних слоях, правда, гораздо реже. Две были найдены при раскопках в Курске в 2004 и 2008 гг.

Настольные игры были широко распространены и неоднократно упоминались в фольклоре. При всей популярности на Руси, шашки и шахматы, наравне с игрой в кости, до XVI в. неоднократно запрещались церковью как азартные, «бесовские» игры. Однако жаждущее интеллектуальных развлечений население запреты никогда не останавливали.

 

 

 

Кресало — это металлическая пластинка, служившая для удара о кремень для высекания искры, составная часть огнива, включающего в себя также кремень и трут (горючий материал). Подобные приспособления были широко распространены на территории всей Евразии. Они использовались вплоть до появления спичек в XIX в.  

При ударе кремня о кресало сноп высекаемых искр воспламеняет трут, тлеющий трут тут же раздувают и вспыхивает пламя. Древнерусским кузнецам было известно, что сноп искр, полученных от удара о сталь (железо с высоким содержанием углерода), больше и жарче, чем от удара об обычное железо. Поэтому кресала ковали, сочетая железную основу изделия с наварными стальными лезвиями.

Калачевидные кресала раннего типа с язычком с внутренней стороны лезвия, именно такие, как представленное вам, были повсеместно распространены в Древней Руси в X–XI вв.

 

 

 

Пронизка золотостеклянная двучастная X-XI вв. найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.)

В древней Руси были очень популярны бусы, изготовленные с использованием золотой или серебряной фольги. Археологи называют их золото- или серебростеклянными или золочеными и серебреными. Такие бусы изготавливали серийно из тянутых стеклянных трубочек. Происходят они из мастерских Ближнего Востока, и на Руси бытовали в IX – XI вв.

На стеклянную трубочку наносили золотую фольгу, которую прикрепляли к стеклянной основе, вероятно, при помощи какого-то растительного клея. Затем нагревали основу до температуры 600–800 °С. После этого на размягченное стекло, соединенное с металлом, наливали расплавленное стекло слоем в 0,5–1 мм. Затем из трехслойной трубочки при помощи формовочных щипцов или специальной формы создавалась цепь шаровидных, эллипсоидных, ребристых, бугристых и прочих бусин. Цепи рассекались на отдельные экземпляры, но иногда их оставляли и целыми. Таким приемом создания бус и других украшений ближневосточные мастера пользовались начиная с периода эллинизма и вплоть до эпохи средневековья.

 

 

 

Бубенчик грушевидный крестопрорезной, орнаментированный в нижней части косой насечкой. к. X - XI вв. Найден при раскопках Липинского поселения (Октябрьский р-н Курской обл.) в 2001 г.

Грушевидные привески-бубенчики с крестовидной прорезью относятся к числу наиболее ранних и чрезвычайно распространенных украшений, бытовавших на Руси. Внутри бубенчика обычно находился медный шарик.

Чаще всего их носили женщины в составе ожерелья, изредка пришивали к головным уборам, иногда использовали в качестве пуговиц (в основном мужчины), пришивали к поясам. Такие бубенчики, как и многие шумящие подвески, были не только украшением, но и охранным амулетом, звон которого должен был отгонять злых духов. Находят эти подвески повсеместно на поселениях и в курганных могильниках. Как правило, подобный тип бубенчиков встречается в погребениях, совершенных по обряду трупоположения.

Бубенчики отливали по пустотелой восковой модели. Такая технология изготовления позволяет получить тонкие, равномерной ширины стенки и разместить шарик в полости бубенчика.

 

 

Бусина золотостеклянная бочковидная найдена при исследовании Гочевского курганного могильника (Беловский р-н Курской обл.) в 1909 г.

Еще один вид золото- и серебростеклянных бус появляется в конце X в. и широко используется вплоть до начала XIII вв.

По мнению многих исследователей, каждая бусина такого вида изготавливалась индивидуально при помощи навивки. Это значит, что бусина формировалась путем навивания набранного из общей массы расплавленного стекла на инструмент. Затем на готовую бусину накладывалась металлическая фольга, предварительно покрытая листиком стекла. Этот слой стекла играл роль защитного покрытия. Вырабатывали его при помощи вытягивания приманкой – железной пластинкой. Такой способ изготовления обусловливал наличие каймы по краям бусины. Позднее было установлено византийское и древнерусское происхождение таких бус.

 

 

Бабка с 4 отверстиями найдена при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Частая археологическая находка – игральные бабки из пястных костей, костей суставов ног или фаланг пальцев животных.  Бараньи, косульи или коровьи суставы в древности были средством для гадания, магическими оберегами, украшениями, но чаще всего использовались для игр.

Игры с бабками не были одинаковыми. Существуют десятки вариантов игры, и все они подчинены одной задаче: сбить битой бабку, стоящую на линии кона. У каждого игрока должна быть своя бита и от 3 до10 бабок.  В качестве биты использовалась крупная бабка, которую иногда просверливали и заливали свинцом или оловом. Бабки-биты часто находят археологи в слоях древнерусских городов, а при раскопках в Курске в 2008 г. был обнаружен целый игральный набор XVII в., состоящий из 9 бабок. Наряду с обыкновенными бабками для игры использовались и такие, у которых были обточены края; некоторые обкладывались металлом, раскрашивались, снабжались граффити.

Подобные забавы дожили до наших дней, например, в России в бабки играли дети до 50-60 гг. ХХ в. Выражения «подбивать бабки» и «сшибать бабки» восходят именно к этой игре. В исторических летописях часто путают игру в кости и игру в бабки, но каждая из них прошла самостоятельный путь из древних времён.

 

 

Каменные сверленые топоры-молотки - древковое ударное орудие. Изготавливались топоры из различных пород камня – диоритов, порфиритов, песчаников. Подходящий камень обкалывали, придавая ему форму, затем делали отверстие-втулку с помощью лучкового сверла с наконечником из трубчатой кости. В процессе сверления подсыпали песок в качестве абразива и подливали воду для охлаждения и смазки. Затем готовый топор шлифовали.

Появились каменные сверленые топоры еще в неолите (V тыс. до н.э.), были широко распространены в III - II  тыс. до н. э. (эпоха бронзы). О назначении сверленых топоров ученые до сих пор спорят, многие считают их оружием, некоторые – молотами-кувалдами для металлообработки и хозяйственных нужд. Боевыми топорами исследователи считают небольшие экземпляры, не более 200 мм длиной и весом менее 900 г. Большое количество таких топоров обнаружено в мужских погребениях народов, живших на территории Центральной и Восточной Европы в эпоху бронзы. Такой факт позволил ученым отнести эти культуры бронзового века к кругу «культур боевых топоров».

 

 

Астрагал с отверстием и граффити найден при раскопках в г. Курске в 2008 г.

Во время раскопок археологи нередко находят астрагалы – надпяточные (таранные) кости мелкого и крупного рогатого скота.  Астрагалы встречаются практически во всех археологических культурах бронзового и железного века, в античном мире, средневековье и новом времени. Они стали предшественниками современной игры в кости. Комплекты астрагалов – частая находка в детских погребениях эпохи бронзы.

В некрополях Пантикапея (Керчь) встречены наборы из 4 костей, предназначенных для азартной игры, при которой ее участники поочередно высыпали свои игральные кости, помещенные в стакан и перемешанные путем встряхивания, на ровную поверхность, получая определенное количество очков в зависимости от положения упавших астрагалов.

Астрагалы употреблялись также для гадания, в качестве заменителя жертвенного животного, в качестве амулетов. Подтверждением этому являются астрагалы с граффити, часто встречающиеся на раннесредневековых евразийских и древнерусских памятниках. Использовался довольно ограниченный набор знаков и символов, говорящих о важной роли астрагалов в религиозной практике.

 

 

Найдена в 1995 г. во время раскопок верхнего посада г. Курска

Игральная кость знакома всем с самого детства. Это куб-шестигранник с числами от 1 до 6 на каждой из граней. Игральную кость можно считать прототипом генератора случайных чисел, ведь результат броска кости зависим от неопределенных факторов – положения кости до броска, движения руки игрока.

Древнейшие игральные кости шестигранной формы с отметинами в виде точек относят к третьему тысячелетию до нашей эры. Археологические исследования в разных странах свидетельствуют, что кости были придуманы независимо сразу во многих культурах, а не распространились по всему миру из какого-то одного места. В Европе же кости-кубики распространили римляне, бывшие азартными игроками. На территории нашей страны игра в кости тоже была известна на протяжении многих веков.

Изготавливали кости из самых разных материалов, наиболее широко употреблялись кость и рог. Со временем форма их стала более правильной, изменились традиции изображения числовых значений. Если на римских костях единицу обозначали два круга с точкой в центре, в средние века — круг с точкой, то более поздние кости имеют просто точку. 

 

 

Фаянс – вид тонкой керамики, отличающийся от фарфора большей пористостью. Его название происходит от названия итальянского города Фаэнца, крупного центра производства подобной керамики. Египетский фаянс — стекловидный, гла­зурованный. Глазурь эта и есть легкоплавкое стекло, окрашенное в синие и зеленовато-голубые тона.

Возраст древнейших образцов египетского фаянса около 6000 лет. На протяжении тысячелетий из него делали бусы различной формы, амулеты, подвески. Самые древние египетские бусы из фаянса формовали на нити, затем глазуровали и обжигали. Во время обжига нить выгорала, а отверстия сохранялись.

Бусины-амулеты, такие, как вы видите, также изготовлялись на оси, но в этом случае слой фаянсовой пасты был толще и ему придавали форму бруска с прямоугольным поперечным сечением. Затем концы подрезались и детали доделывались ножом.

На наши земли такие бусы попадали в первые века нашей эры как импорт из Римской империи.

 

 

Фрагмент браслета гладкого чёрного цвета, декорированного перевитьём красного и жёлтого цветов. Прут круглый в сечении.

Найден в ходе раскопок Липинского городища близ села Липино Октябрьского района Курской области экспедицией П.И. Засурцева в 1951 г.

Стеклянные браслеты - частая находка при археологических раскопках городского культурного слоя Древней Руси. Они надежно маркируют слои XII – XIII вв. Цветовая гамма браслетов очень разнообразна, изделия часто украшали, обвивая стеклянными же цветными нитями.  По технике изготовления различают браслеты круглые гладкие, витые, ложновитые, крученые, крученые с перевитьём.

Для изготовления  гладкого браслета стеклянный стержень  вытягивали из раскаленной стеклянной массы, затем отрезок сгибали в кольцо, закрепляя концы. Витые браслеты  изготавливали, перекручивая  2, 4 или 5 тонких стеклянных палочек, сваренных пучком и согнутых в кольцо. Крученые же делали, перекручивая и сгибая в кольцо рифленую палочку-заготовку. Большинство найденных браслетов изготовлено в древнерусских мастерских, но встречаются и византийские импорты.

 

 

Найдена в 1992 г во время раскопок В.В.Енукова городища Городище (Ратское городище) в Курском районе Курской области.

Представляет собой крест с криновидными окончаниями,  с ромбическим средокрестием, включенный в трехрогую лунницу верхним и боковыми концами. Лопасти креста и средокрестие украшены ложнозернёным орнаментом. Лунница окантована линией ложной зерни, центральная ее часть декорирована тремя  ложнозернёными треугольниками (центральный – крупный) с каплями ложной зерни по бокам. Оборотная сторона подвески гладкая. Имеет плоское ушко для подвешивания, расположенное перпендикулярно к плоскости украшения.

Крестовключённые подвески получили широкое распространение на Руси в XI – XIII вв. Такие предметы медной пластики иллюстрируют сложный процесс принятия христианства на Руси, объединяя в одном изделии крест с языческим символом.

 

 

Пинцет бронзовый с точечным орнаментом по краям найден в ходе раскопок  В.В. Енукова городища Городище (Ратское гор.) в Курском р-не Курской обл. в 1990 г.

А.Г. Шпилёв утверждает, что подобные пинцеты встречаются в комплексах салтово-маяцкой культуры и  находит ближайший аналог в пинцете из  катакомбы  Дмитриевского могильника (Белгородская обл., раскопки Плетнёвой С.А.).  По его мнению, ратский пинцет относится к роменскому периоду существования городища, который В.В. Енуков  датирует временем от рубежа IX-X  до конца X вв.

Опубликован:

Шпилев А.Г. Металлические предметы круга "хазарских древностей" VIII - X вв. из Курской области // Естественно-научные методы в изучении и сохранении памятников Костёнковско - Борщёвского археологического района. - Воронеж, 2017.  С.168-198

 

 

Накладка ременная литая бронзовая округлая с рельефным изображением мужского лица азиатского типа на лицевой стороне, с двумя загнутыми длинными крепежными шпеньками на оборотной стороне.  IX в. Относится к кругу хазарских древностей. Найдена  в урочище Городище в окрестностях Линёва озера (Курский р-н Курской обл.)

Является одним из свидетельств хазарского культурного влияния на Северских землях.

Близкие ей накладки были обнаружены в составе погребального инвентаря захоронений  Танкеевского (Татарстан),  Лядинского (Тамбовская обл.) и  Пановского (Пензенская обл.) могильников.